Деятельность центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников направлена на методическое обеспечение образовательного процесса, непрерывное повышение квалификации педагогических кадров. Создана методическая служба в целях учебно-методической поддержки образовательных учреждений в области образования. Исторические данные свидетельствуют, что повышение квалификации учителей насчитывает около ста восьмидесяти лет. Мир, в котором нам приходится жить, поражен лихорадкой обновления. Жизнь, как правило, оказывается сложнее. В определенный период жизни мы встречаемся с разными людьми, которые посылаются нам для достижения определенных целей в эволюции нашей души. Национальная идея, которую мы все ищем, — это попытка цивилизованного пути консолидации нации, попытка возродить ее нравственные устои. Оглядываясь на недавнее, кажущееся нам таким стабильным время, задумываешься об истоках районной методической службы.
С большой любви к своему педагогическому делу (педагогической деятельности), к Родине, к детям земли Плавской начал свою деятельность Районный методический кабинет. Ведь только этим можно объяснить, что в тяжелый военный 1942 год, 1 декабря, в полуразрушенном, нетопленом здании, коченеющими от холода пальцами писал заведующий РОНО Четвериков Иван Георгиевич приказ № 310 «В связи с открытием районного педагогического кабинета товарища Канавину Елизавету Дмитриевну освободить от работы инспектора РОНО и перевести на должность заведующей райпедкабинета». Что побудило его издать такой приказ, что предшествовало этом? 26 декабря 1941 г., через неделю после освобождения города Плавска от фашистов, согласно приказу №1 приступил к своим обязанностям заведующий РОНО Овсянников Н.И.. 13 марта 1942 года инспектору Беликовой было вменено в обязанность «следить за методическим уровнем учителей, помогать им». В тот же день заведующий РОНО назначил общественных инспекторов-методистов из опытнейших учителей школ. А школ было 4 в городе и 60 на селе, учеников – 6,5 тысяч.
Еще гремела страшная война, гитлеровцы мечтали о покоренных российских землях, а плавское учительство, веря в Победу, обучало и воспитывало подрастающее поколение для мирной жизни. Текучесть кадров: демобилизация из армии – назначения на работу в школу, выздоровел – опять на фронт. Трудно представить, но 28 ноября 1942 года в Плавске состоялась конференция учителей. Решение районной конференции – необходимость методической службы.
Перелистывая страницы истории районного образования, мы вспоминаем имена и дела тех, кто стоял у истоков районного отдела образования, районной методической службы. Канавина Елизавета Дмитриевна возглавляла районную методическую службу с 1942 по 1966 годы. В пятидесятые годы культура и образование — единое целое. Все клубы, избы – читальни, библиотеки находились в подчинении районного отдела образования. В Плавской средней школе заведующая методическим кабинетом преподает психологию. Работает педкласс в школе №2. Выпускники его идут работать в школы, учатся заочно. Продавцы, каменщики, штукатуры выходили из стен наших школ.
В 1966 году Канавина Е.Д. ушла на заслуженный отдых. Шесть лет руководила кабинетом Царева Ефросинья Иосифовна. С июля 1972 года у руля районной методической службы была Гришина Вера Алексеевна.
Начав свою педагогическую деятельность в 1956 году воспитателем Хрусловского детского дома, Вера Алексеевна стала активным участником развития народного образования Плавского района. Учитель начальных классов, старшая пионерская вожатая, заведующая отделом школ РКСМ, заведующая районным методическим кабинетом – таков последующий список Гришиной В.А. 22 года она была организатором совершенствования методического мастерства педагогов.
В 70-ые годы все плавские школы становятся школами полного дня, вводится «продленка». Совершенствуется структура районной методической службы, создаются различные виды методических объединений.
Более десяти лет своей жизни посвятили совершенствованию мастерства педагогов района методисты: Еремина Анна Николаевна, Сигушина Нина Григорьевна, Савостина Прасковья Федоровна.
Наш кабинет рожден не год назад,
Его успех трудом копился вашим.
Он был рожден, воспитан и украшен
Всех поколений творчества большим.
В истории методической службы района знаменательно не только бережное отношение к ее традициям, но и постоянное стремление к саморазвитию, к обновлению содержания деятельности, к развитию творчества с опорой на прошлое. Наш век – это время команд. Жизненный опыт подсказывает, что методической службе не выжить без опыта командной, коллективной работы.
На сегодняшний день команда нашего методического кабинета стремится организовывать работу так, чтобы она приносила наибольший эффект. Для этого необходимы различные ресурсы, прежде всего, материально — технические, финансовые, информационные и кадровые. Гораздо сложнее с кадровыми ресурсами. Недостаточно просто заполнить имеющиеся вакансии. Методист, который придет к нам, должен обладать высоким уровнем профессионализма, быть коммуникативным, порядочным, ответственным, проявлять инициативу и творчество. А вот быть внешне привлекательным, уметь «пойти туда, не знаю куда, найти то, не знаю что» команда методистов научит. Открыть в учителе талант, создать условие для творческого самовыражения каждого – задача руководителя. Принцип деятельности – доверие к самобытности и одаренности педагога, методиста, доверие к нему, как к личности.
Наш кабинет имеет достаточную материальную базу, но ни какая материальная база не заменит опытного знающего методиста. Жизнеспособность ММС в последние годы ставится под сомнение. Наша муниципальная методическая служба самостоятельно доказала право на свое существование. Для того чтобы выжить в условиях стремительно меняющейся системы ценностей, методический кабинет еще в 1995 году обратился к проблеме качества образования. Сегодня муниципальная образовательная система является федеральной и региональной экспериментальной площадкой по отработке модели муниципального мониторинга качества образования. Говорить об успехах преждевременно, но о некоторых достижениях можно сказать: Осуществляется постоянная поддержка инновационных направлений, активно внедряется региональный компонент содержания образования, введена предпрофильная подготовка в 9-х классах, организовано профессиональное обучение в городских школах района, осуществляется переход на учебный план 2004 года, идет информатизация системы образования района. Разработана и действует система непрерывного образования учителей и воспитателей.
С 2006 года методическая поддержка инновационных образовательных учреждений и творчески работающих учителей стала новым направлением работы методкабинета.
В кризисные моменты человечество всегда обращалось к духовному пробуждению личности. Если вере суждено возродиться, то именно в духе любви и свободы. «Кто перестает верить в успех, тот неизбежно терпит провал». Давайте же научимся любить и уважать себя: методиста, учителя, педагога.
В 2019 году в рамках реализации федерального проекта «Учитель будущего» на территории Тульской области разработана кластерная модель создания Центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. Приказом МО ТО от 17.06.2019 № 943 «О реализации мероприятий по созданию Центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в рамках реализации регионального проекта «Учитель будущего» в ТО созданы 4 таких Центра на базе ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», в городах: Тула, Плавск, Новомосковск,- что является высокой оценкой их методической деятельности.
В связи с изменением статуса основной целью МКУ ДПО МО Плавский район «ЦНППМПР» стало обеспечение деятельности муниципальных образовательных организаций по вопросам управления и сопровождения повышения уровня профессионального мастерства работников системы образования. Её достижению способствует решение задач:
— создание условий для стратегического и оперативного планирования деятельности муниципальных ОО, для планирования и практической работы с персоналом, для непрерывного повышения профессионального мастерства работников и руководителей муниципальных ОО;
— выявление и продвижение эффективных моделей педагогических практик и менеджмента, в том числе через развитие профессиональных сообществ;
— внедрение новых образовательных технологий в деятельность муниципальных ОО;
— развитие сетевого взаимодействия между различными организациями в сфере образования и повышение престижа педагогической профессии.
Повышение профессионального уровня педагогов будет осуществляться с ориентацией на конкретного учителя, его потребности и дефициты профессиональных компетентностей.