Функциональная грамотность

Функциональная грамотность – это умение применять знания и навыки в практических жизненных ситуациях. Обычно в это понятие включают:

  • читательскую грамотность;
  • математическую грамотность;
  • естественно-научную грамотность;
  • глобальные компетенции;
  • финансовую грамотность;
  • креативное мышление.

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

В России проводят четыре исследования функциональной грамотности. Три из них – международные. Это TIMSS и PIRLS для 4-х классов и PISA для 4-х и 8-х классов. С 2019 года Минпросвещения также запустило общероссийское исследование качества образования по модели PISA.

Минпросвещения и Рособрнадзор утвердили методологию и критерии оценки качества образования в школах на основе практики международных исследований (приказ Рособрнадзора, Минпросвещения от 06.05.2019 № 590/219). В документе содержатся методы и критерии, которые будут использовать для оценки. А еще – график исследования в разных регионах.

Внешние исследования функциональной грамотности

ИсследованиеЧто проверяетКакие классыКогда проходитКогда ближайшее
TIMSSКачество математического и естественно-научного образования4-е и 8-еРаз в четыре года2023 год
PIRLSКачество чтения и понимания текста4-еРаз в пять лет2021 год
PISAВсе виды грамотности15-летние школьникиРаз в три года2021 год
Оценка качества образования по модели PISAКачество математического и естественно-научного образования8-е и 9-еРаз в четыре года2019–2024 годы в разных регионах в соответствии с графиком

В национальном проекте «Образование» одной из приоритетных целей обозначено вхождение России в десятку лучших систем образования по результатам международных исследований. 

Нормативно-правовая база по организации и проведению оценки функциональной грамотности обучающихся в 2021-2022 учебном году

Нормативно-правовые документы федерального уровня

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения РФ от 06.05.2019 №590/219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»

Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 №03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»

Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»

Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»

Письмо Министерства просвещения РФ от 14.09.2021 №03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»

Письмо ФГБНУ «ИСРО РАО» № 01-09/285 от 17.09.2021 «О создании региональных команд по формированию функциональной грамотности обучающихся»

Нормативно-правовые документы регионального уровня

Приказ Министерства образования Тульской области от 12.02.2021 №141 «Об утверждении регионального проекта социального воздействия в сфере образования «Повышение уровня функциональной грамотности школьников Тульской области» на 2021, 2022, 2023 годы

Приказ Министерства образования Тульской области от 17.09.2021 № 1196 «Об утверждении регионального плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся в образовательных организациях, расположенных на территории Тульской области, на 2021-2022 г.»

Письмо министерства образования Тульской области о реализации приказа министерства образования Тульской области от 17.09.2021 № 1196 «Об утверждении регионального плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся образовательных организациях, расположенных на территории Тульской области, на 2021-2022 гг.»

Письмо министерства образования Тульской области от 27.09.2021 № 16-10/10278 о реализации приказа министерства образования Тульской области от 17.09.2021 № 1196 «Об утверждении регионального плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся образовательных организациях, расположенных на территории Тульской области, на 2021-2022 гг.»

Письмо министерства образования Тульской области от 16.09.2021 № 16-10/9781 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»

Письмо ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО» от 23.09.2021 № 841 «О создании региональной команды по формированию функциональной грамотности обучающихся»

Нормативно-правовые документы муниципального уровня

Приказ комитета образования администрации муниципального образования Плавский район от 22.09.2021г. №194 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся»

Приложение 1 к приказу комитета образования администрации муниципального образования Плавский район от 22.09.2021г. №194 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся», План мероприятий (Дорожная карта) комитета образования администрации МО Плавский район
по формированию функциональной грамотности обучающихся

Информационно-методические материалы

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» с сентября 2021 года проводит постоянно действующий семинар по функциональной грамотности для региональных команд, курирующих вопросы формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций в субъектах Российской Федерации.

ДатаТемаПрограммаВидеозапись
17.09.2021Повышение функциональной грамотности обучающихся государственных (муниципальных) общеобразовательных организацийОзнакомитьсяПосмотреть
24.09.2021Направления методического сопровождения региональных командОзнакомитьсяПосмотреть
24.09.2021Организационная схема взаимодействия с субъектами РФОзнакомитьсяПосмотреть
24.09.2021Основные содержательные и методические аспекты формирования и оценки функциональной грамотностиОзнакомитьсяПосмотреть
01.10.2021Результаты опроса руководителей региональных команд об организации в субъектах методической помощи школам по вопросам формирования функциональной грамотности школьниковОзнакомитьсяПосмотреть
01.10.2021Оценка креативного мышления – новое направление в исследовании функциональной грамотностиОзнакомитьсяПосмотреть
01.10.2021Глобальная компетентность и «глобальные компетенции». Проблемы формирования глобальной компетентности в российской школеОзнакомитьсяПосмотреть
01.10.2021Оценка математической грамотности – приоритетное направление PISA-2022ОзнакомитьсяПосмотреть
01.10.2021Финансовая грамотность в исследовании PISAОзнакомитьсяПосмотреть
01.10.2021Новые подходы к оцениванию читательской грамотности. Анализ результатов российских учащихся в международном исследовании PISA-2018ОзнакомитьсяПосмотреть
01.10.2021Программа методической работы по формированию естественнонаучной грамотности на муниципальном уровнеОзнакомитьсяПосмотреть
08.10.2021Ключевые мероприятия: итоги прошедшей недели и планы на следующуюОзнакомитьсяПосмотреть
08.10.2021Особенности заданий для формирования и оценки кративного мышленияОзнакомитьсяПосмотреть
08.10.2021Уровни глобальной компетентности в исследовании PISAОзнакомитьсяПосмотреть
08.10.2021Особенности заданий для формирования и оценки математической грамотностиОзнакомитьсяПосмотреть
08.10.2021Навигация по ресурсам для формирования и оценки читательской грамотности: открытый банк заданий (5-9 классы)ОзнакомитьсяПосмотреть
08.10.2021Использование регионального компонента в формировании естественнонаучной грамотности (докл. О.В. Петунини, Кемеровская обл.)ОзнакомитьсяПосмотреть
08.10.2021Особенности заданий для формирования и оценки финансовой грамотностиОзнакомитьсяПосмотреть
15.10.2021Региональный опыт формирования функциональной грамотности. Повышение качества образования в Московской областиОзнакомитьсяПосмотреть
15.10.2021Использование информационных ресурсов в работе по формированию функциональной грамотности обучающихся. Способы интерпретации и использования результатов оценочных процедурОзнакомитьсяПосмотреть
15.10.2021Методическое сопровождение реализации регионального проекта «Комплекс мер по формированию функциональной грамотности»ОзнакомитьсяПосмотреть
15.10.2021Формирование функциональной грамотности. Управленческий контурОзнакомитьсяПосмотреть
15.10.2021Опыт организации образовательного процесса по повышению функциональной грамотности школьников в МОУ СОШ № 18
г.о. Подольск
ОзнакомитьсяПосмотреть
15.10.2021Педагоги Подмосковья в системе непрерывного профессионального обученияОзнакомитьсяПосмотреть
22.10.2021Ключевые мероприятия: итоги прошедшей недели и планы на следующуюОзнакомитьсяПосмотреть
22.10.20211. Особенности оценки результатов выполнения заданий по креативному мышлению
2. Формирование креативного мышления: опыт, проблемы, перспективы
ОзнакомитьсяПосмотреть
22.10.2021Содержательные аспекты «глобальных компетенций»: отечественный опытОзнакомитьсяПосмотреть
22.10.2021Методическое обеспечение формирования математической грамотности в 7-9-х классахОзнакомитьсяПосмотреть
22.10.2021Навигация по ресурсам для формирования и оценки читательской грамотности: учебные пособия издательства «Просвещения»ОзнакомитьсяПосмотреть
22.10.2021Естественно-научная грамотность: опыт регионального мониторинга в Красноярском краеОзнакомитьсяПосмотреть
22.10.2021Опыт деятельности Красноярского регионального центра финансовой грамотности по формированию финансовой грамотности обучающихся общеобразовательных организацийОзнакомитьсяПосмотреть